RU

Медиа

Лицензирование компаний по переводу средств: современные тенденции

Лицензирование компаний по переводу средств: современные тенденции

27.03.2017

Дмитрий Мелаш

Руководитель проектов

Юридическая практика

В течение последних нескольких лет на рынке денежных переводов значительно возросло присутствие небанковских финансовых учреждений, которые благодаря новейшим технологиям и мобильности составляют серьезную конкуренцию банкам в сегменте перевода средств и электронных денег.

Действительно, финансовая компания по переводу средств, фактически, является мини-банком, который имеет право осуществлять операции по переводу средств, выступать агентом по расчетам в сфере электронных денег, а вместе с этим, при наличии соответствующих лицензий, вправе осуществлять обмен валют, факторинг, кредитование за счет собственных средств, а также предоставлять гарантии и поручительства.

При этом в соответствии с действующим в настоящее время законодательством, для получения лицензии НБУ на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов небанковские финансовые учреждения не обязаны выполнять усиленных требований НБУ относительно прозрачности структуры собственности, раскрытия источников происхождения средств, которыми был сформирован их уставной капитал , а также других требований НБУ, которые постепенно вводились начиная с 2015 года в ходе проведения банковской реформы и в настоящее время применяются к банкам и финансовым компаниям, которые предоставляют услуги по обмену валют.

В частности, «Положением о порядке выдачи небанковским финансовым учреждениям лицензии на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов», утвержденным Постановлением Правления НБУ №57 от 26.02.2013 года (далее — Постановление НБУ №57) определен исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения данной лицензии.

Ключевыми документами, от полноты и правильности составления и оформления которых зависит получение лицензии на перевод средств, являются Правила перевода средств и Правила финансового мониторинга. Для их подготовки, как правило, привлекается команда высококвалифицированных юридических консультантов, бухгалтеров и технических специалистов. На практике, процесс согласования данных правил в НБУ длится от 3 до 6 месяцев, а то и дольше.

Учитывая то, что Постановлением НБУ №57 не предусмотрено право регулятора требовать от лицензиата любые другие документы или сведения для выяснения дополнительной информации, до недавних пор, именно соответствие законодательству Украины Правил перевода средств и Правил финансового мониторинга лицензиата было ключевым условием для принятия НБУ решения о выдаче лицензии на перевод средств.

Однако все изменилось после того, как решение вопроса о выдаче / отказе в выдаче лицензии на перевод средств было отнесено к полномочиям Правления НБУ (ранее данный вопрос решался на уровне Департамента платежных систем и инновационного развития).

Учитывая практику работы НБУ за последние года другими, чем перевод средств, направлениями, несмотря на отсутствие оснований для запроса дополнительных документов и информации в соответствии с Постановлением НБУ №57, регулятор начал практику передачи лицензиатам писем с запросами относительно:

  • раскрытия информации о структуре собственности финансового учреждения, включая конечных бенефициарных собственников;
  • предоставление документов в подтверждение безупречной деловой репутации владельцев существенного участия, конечных бенефициарных собственников, руководителя и главного бухгалтера финансовой компании;
  • подтверждение финансового состояния конечных бенефициарных собственников (путем предоставления налоговой декларации, выписки с банковского счета, аудиторского заключения и т.д.);
  • подтверждения источников происхождения средств, которыми был сформирован уставной капитал финансового учреждения (путем предоставления соответствующего аудиторского заключения);
  • расшифровки отдельных показателей финансовой отчетности (в том числе, в части наличия/ отсутствия обязательств перед контрагентами).

При этом как на основание получения данной информации НБУ ссылается не в Постановление НБУ №57, а на другие нормативно-правовые акты, содержащие требования по раскрытию информации о структуре собственности и финансовое состояние компании и ее учредителей, однако при этом на порядок получения лицензии на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов не распространяются, а именно:

  • «Порядок согласования приобретения или увеличения существенного участия в финансовом учреждении», утвержденный Распоряжением Нацкомфинуслуг от 20.09.2016 года №2290;
  • «Положение о порядке предоставления небанковским финансовым учреждениям, национальному оператору почтовой связи генеральных лицензий на осуществление валютных операций», утвержденное Постановлением Правления НБУ от 09.08.2002 года № 297.

Указанная ситуация обусловлена тем, что уже долгое время НБУ разрабатывает новые лицензионные условия для получения лицензии на перевод средств, предусматривающих ужесточеные требования к получателям — небанковских финансовых учреждений, включая увеличение минимального размера собственного капитала (планируется установить требование о наличии не менее 20 млн. грн. собственного капитала, при этом в настоящее время достаточно и 5 млн. грн., если компания предоставляет, кроме перевода средств, и другие финансовые услуги и если у нее отсутствуют обособленные подразделения), установка дополнительных требований к структуре собственности финансовой компании, а также к деловой репутации ее должностных лиц.

Вместе с тем, до принятия соответствующих законодательных изменений о порядке получения лицензий на перевод средств, НБУ применяет аналогию закона и дополнительно проверяет лицензиатов на соответствие регуляторным требованиям, предусмотренным другими нормативно-правовыми актами и которые, по мнению регулятора, дают возможность минимизировать риски допуска на рынок перевода средств неплатежеспособных и недобросовестных игроков.

Таким образом, в настоящее время сложилась ситуация, при которой процесс получения лицензии НБУ на перевод средств необоснованно затягивается, поскольку на завершающем этапе согласования документов финансовое учреждение — лицензиат получает от НБУ запрос на дополнительную информацию / документы, предоставление которой, во-первых, не предусмотрено постановлением НБУ №57, во-вторых, требует довольно значительного времени на их подготовку.

Учитывая это, Национальному банку Украины следует ускорить процесс принятия изменений в порядке выдачи небанковским финансовым учреждениям лицензий на перевод средств, который бы содержал полный и при этом исчерпывающий перечень требований, соблюдение которых НБУ считает достаточным для получения лицензии на перевод средств. Речь не идет о том, чтобы требования к компаниям, которые намерены получить лицензию на перевод средств, были минимальными. Речь идет о том, что эти требования должны быть исчерпывающими и понятными бизнесу с самого начала. Это позволит избежать необоснованного затягивания процесса запуска бизнеса в сфере денежных переводов.

И бизнес, и НБУ должны понимать, что эффективное функционирование рынка небанковских денежных переводов и электронных денег возможно исключительно при условии соблюдения справедливого баланса между интересами бизнеса и требованиями регулятора.

Поделиться:

Вам будет интересно:

Глобальная деофшоризация и ее влияние на ВЭД

27.03.2018

Евгений Столярчук

Процесс деофшоризации в мире Быстрое развитие транснациональной торговой деятельности, глобализация международной экономики и свободное движение финансового капитала обусловили возникновение необходимости в развитии и эффективном налаживании глобального (международного) и регионального...
Показать виновных

14.02.2018

Игорь Линник

Экономическая и политическая ситуация за последние несколько лет значительно ухудшила инвестиционный климат в нашей стране и сокрушительно ударила по банковской системе Украины. Иностранные инвесторы практически прекратили финансирование украинского бизнеса...
Due Diligence недвижимости: проведение рекомендуется

13.02.2018

Евгений Столярчук

Применение мошеннических схем в сделках купли-продажи недвижимости всегда эволюционировали вместе с изменениями законодательства и реформированием указанного правового института. В то же время рост культуры инвестирования и ответственного отношения инвесторов...
НБУ принимает меры по формированию новых стандартов работы финансового рынка

06.02.2018

Инесса Михальченко

Развитие новейших технологий и массовое использование интернет-ресурсов обусловило значительный рост популярности услуг по проведению онлайн-расчетов. Только в течение 2016-2017 годов число финансовых учреждений, которые получили лицензию Национального банка Украины...
Ключевые изменения в Законе Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»

22.01.2018

Лилия Гарачковская

Комментирует Лилия Гарачковская, руководитель практики Gryphon Audit 5 октября 2017 года был принят Закон «О внесении изменений в Закон Украины«О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»(относительно усовершенствования некоторых...
Ключевые особенности аудита страховых компаний

26.12.2017

Елена Линник

Актуальность вопросов, связанных с проведением аудиторских проверок деятельности страховых компаний, всегда была на высоком уровне из-за их сложности, объемности и повышенного уровня государственного регулирования страховой деятельности. Аналитика рынка страховых...
Пять «ЗА» системную интеграцию (автоматизацию) бухгалтерского учета

14.06.2017

Лилия Гарачковская

Внедрение системной интеграции бухгалтерского учета (автоматизации хозяйственных операций) предусматривает полную автоматизацию процессов заключения и учета договоров, начисления всех платежей (процентов, пени и/или штрафов) за ними, а также формирования отчетности,...
Коллективный договор как залог успешного бизнеса. Рекомендации Руководителя практики Gryphon Audit

08.06.2017

Лилия Гарачковская

Коллективный договор в компании — это оптимальный баланс учета интересов между работниками и работодателями по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, который помогает работодателю достигать...

Последние новости

Предлагается изменить порядок приобретения юридическими лицами статуса финансового учреждения

19.06.2018

  Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование рынков финансовых услуг (далее — Нацкомфинуслуг) намерена внести существенные изменения в Положение о Государственном реестре финансовых учреждений, которое утверждено распоряжением Нацкомфинуслуг №41 от...
Реформирование рынка финансовых услуг

07.06.2018

В Верховной Раде Украины 25 мая 2018, был представлен законопроект, которым предусмотрено внести значительные изменения в ряд нормативных актов для совершенствования государственного регулирования рынка финансовых услуг и создание условий...
Отменено требование опубликования финансовой отчетности страховщиков

31.05.2018

Нацкомфинуслуг отменила требование об обязательной публикации страховщиками финансовой отчетности и аудиторского заключения в печатных изданиях. Начиная с 25 мая 2018 года страховщиков освободили от обязанности публикации в периодических и...
Инвестирование в Украину стало доступнее

18.05.2018

Иностранным инвесторам предоставлен новый механизм для инвестирования и покупки украинских активов. Он дает возможность иностранным инвесторам пользоваться услугами глобальных кастодианов (GlobalCustodians), которым предоставлено право открывать счета в ценных бумаг...