RU

Медиа

Глобальная деофшоризация и ее влияние на ВЭД

Глобальная деофшоризация и ее влияние на ВЭД

27.03.2018

Процесс деофшоризации в мире
Быстрое развитие транснациональной торговой деятельности, глобализация международной экономики и свободное движение финансового капитала обусловили возникновение необходимости в развитии и эффективном налаживании глобального (международного) и регионального сотрудничества по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем и уклонение от уплаты налогов, а также внедрение единых стандартов налогового контроля за рисковыми операциями.

В мире указанные процессы известны под названием «глобальная деофшоризация».

На сегодняшний день, ведущую роль в названных процессах играют страны Большой Двадцатки и международные организации – Организация Объединенных Наций (англ. — United Nations — UN), Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием доходов (англ. — Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF) и Организация экономического сотрудничества и развития (англ. — Organisation for European Economic Co-operation and Development — OECD).

Объединение усилий таких влиятельных и экономически развитых мировых государств и организаций по деофшоризации мировой экономики объясняется следующими причинами:

  • применение компаниями (особенно транснациональными корпорациями и международными холдингами) в собственной хозяйственной деятельности агрессивного налогового планирования с привлечением компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях (компаний — оболочек),
  • широкое использование услуг «номинального владельца (держателя)» корпоративных прав офшорных компаний, с целью сокрытия их реальных владельцев (выгодоприобретателем),
  • применение указанных компаний в схемах уклонения от уплаты налогов и последующей легализации незаконно полученных доходов в виде инвестиций;
  • отсутствие во многих офшорных юрисдикциях надлежащего правового механизма надзора и контроля за хозяйственной деятельностью компаний и обязанности проведения ее аудита.

Кроме того, значительным толчком к разработке действенных мер по борьбе с офшорами стали громкие международные скандалы, известные под названиями «Panama papers» и «Paradise Papers», фигурантами которых стали политики с мировым признанием, владельцы транснациональных корпораций и другие публичные лица.

Начало глобальной борьбы с сокрытием капитала от налогообложения приходится на 2010 год. Именно в этом году в Соединенных Штатах Америки был принят Закон о налогообложении иностранных счетов (англ. — Foreign Account Tax Compliance Act — FATCA). Принятие FATCA имело значительные внешнеэкономические последствия, поскольку обязывало иностранные финансовые организации (включая иностранные банки) предоставлять в Федеральную налоговую службу США информацию об открытии счетов резидентами США. Введение такого правового механизма позволило Соединенным Штатам Америки достаточно успешно бороться с легализацией доходов и уклонением от уплаты налогов по всему миру.

Следующим важным событием по урегулированию вопросов налогообложения, в частности в офшорных и низконалоговых юрисдикциях, стала разработка Организацией Экономического Сотрудничества и Развития собственного плана действий по противодействию размыванию налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (англ. — Base Erosion and Profit Shifting — BEPS), который был обнародован в 2013 году. План BEPS — это 15 шагов, которые составляют методологическую основу противодействия минимизации налогов на транснациональном уровне. При этом, ключевыми способами в реализации плана являются:

  • автоматический обмен налоговой информацией между национальными налоговыми органами;
  • совершенствование положений двусторонних договоров об избежании двойного налогообложения;
  • применение многостороннего правового инструмента (Модельной Конвенции OECD) для внесения изменений в налоговые конвенции;
  • совершенствование правового регулирования трансфертного ценообразования;
  • усиление борьбы с вредными налоговыми схемами (harmful tax practices) с применением принципов прозрачности и приоритета содержания над формой;
  • введение в национальное законодательство понятия контролируемых иностранных компаний и ограничения перечисления такими компаниями собственной прибыли в офшорные или низконалоговые юрисдикции;

Следует отметить, что хотя план BEPS и носит рекомендательный характер, однако уже более 100 стран мира полностью или частично имплементировали его механизмы в национальное законодательство и эффективно их используют в своей налоговой политике.

Процесс деофшоризации в Украине и его влияние на внешнеэкономическую деятельность

В 2017 году Украина присоединилась к реализации 4 шагов плана BEPS (так называемого минимального стандарта), взяв на себя обязательства по борьбе с вредными налоговыми практиками, пересмотра действующих соглашений об избежании двойного налогообложения и совершенствования документации по трансфертному ценообразованию.

Стоит отметить, что к моменту присоединения к плану BEPS, налоговое законодательство Украины уже содержало достаточное правовое регулирование определенных внешнеэкономических операций. Наиболее значимыми законодательными изменениями в сфере налогообложения, которые связаны с процессом деофшоризации украинской экономики и которые оказали значительное влияние на внешнеэкономическую деятельность, являются следующие налоговые механизмы:

  • Трансфертное ценообразование и применения правила «вытянутой руки».

Введение в Украине системы государственного регулирования в сфере трансфертного ценообразования объясняется значительным ростом объема внешнеэкономических экспортно-импортных операций с участием украинских компаний, входящих в состав транснациональных корпораций и международных финансово-промышленных групп.

При этом, минимизация налогообложения происходит за счет того, что при выполнении внешнеэкономического контракта у контрагента, который находится в юрисдикции с высоким уровнем налогообложения (например компании из Украины) декларируются убытки или минимальная прибыль, а у контрагента с низкими налоговыми ставками — максимальная прибыль.

Фактически контрагент с офшорной или низконалоговой юрисдикции выступает «посредником», который формирует добавленную стоимость. Именно в связи с необходимостью противодействия таким налоговым схемам оптимизации прибыли, в 2013 году Налоговый кодекс Украины дополнен статьей 39 «Трансфертное ценообразование».

Благодаря этим изменениям, было законодательно закреплено «принцип вытянутой руки», согласно которому объем налогооблагаемой прибыли, полученной налогоплательщиком, участвует в одной или более контролируемых операциях (внешнеэкономических операциях со связанными лицами-нерезидентами или нерезидентами, зарегистрированными в офшорных юрисдикциях ) считается таким, который соответствует принципу «вытянутой руки», если условия таких сделок не отличаются от условий, применяемых между несвязанными лицами в сопоставимых неконтролируемых операциях.

  • «Правило тонкой капитализации» (англ. — thin capitalization)

Законодательное закрепление названного правила объясняется тем, что одним из эффективных способов минимизации украинскими компаниями налоговой нагрузки в рамках международного движения капитала, является выплата дивидендов нерезиденту под видом процентов по предоставленному кредиту.

Характерными признаками такого вида уклонения является предоставление связанному лицу кредита (займа) в значительной сумме по достаточно высокой процентной ставке при обстоятельствах недостаточности уровня платежеспособности или даже убыточности заемщика.

В связи с распространенным применением такого метода налоговой оптимизации, особенно в экономической деятельности компаний, входящих в структуры собственности крупных транснациональных корпораций, были внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс Украины (п.140.2 ст. 140 НКУ).

Сущность указанной нормы заключается в том, что отнесение суммы начисленных процентов на налоговые расходы украинских предприятий в полном объеме возможно только при условии, если сумма долговых обязательств, возникших в операциях со связанными лицами-нерезидентами, не превышает суммы собственного капитала в 3,5 раза (для финансовых компаний — в 10 раз).

В противном случае начисленные в бухгалтерском учете проценты по долговым обязательствам будут включаться в состав налоговых расходов соответствующего налогового периода только в размере 50% по данным финансовой отчетности отчетного налогового периода, в котором осуществляется начисление таких процентов. Остальные проценты подлежат включению в налоговые расходы будущих периодов до их полного использования, однако с учетом ежегодного их уменьшения на 5%.

  • Концепция бенефициарного владельца

Указанная концепция заключается в том, что при выплате дохода нерезиденту (юридическому или физическому лицу) право на освобождение от налогообложения или применения сниженной ставки налога на основании международного договора может быть реализовано только в случае если такой нерезидент является фактическим получателем (собственником) дохода и может определить его дальнейшую экономическую судьбу.

Закрепление в Налоговом кодексе Украины (п.103.2 ст. 103 НКУ) понятия «бенефициарного владельца» имело целью борьбу с агрессивным налоговым планированием украинских компаний с применением кондуитных структур (так называемых компаний-оболочек, которые не проводят фактической хозяйственной деятельности), которые зарегистрированные в офшорных или низконалоговых юрисдикциях и использованием услуг номинального сервиса (номинальных держателей).

С другой стороны, концепция «бенефициарного владельца» была также призвана уменьшить уровень коррупции и быть эффективным механизмом в борьбе с легализацией средств, полученных преступным путем.

 

Отдельно следует отметить, что несмотря на осуществление важных преобразований в процессе налогообложения внешнеэкономических операций, правовое регулирование связанной с этим сферы обращения валюты и валютного контроля в течение длительного времени оставалось на архаическом уровне и было достаточно зарегулированно.

При этом, дополнительные валютные ограничения в указанной сфере вводились также Национальным банком Украины, которые были направлены на противодействие выводу финансового капитала из Украины, проверку прозрачности структуры собственности компаний и источников происхождения их средств.

Понимая необходимость реформирования валютного рынка и установления «новых правил игры», а также улучшение инвестиционного климата в Украине, Национальным банком Украины в течение 2017-2018 года была разработана и внедрена в действие Концепция нового валютного законодательства. Основными принципами Концепции является значительная либерализация в регулировании денежно-кредитного и валютного рынка Украины и декларирования перехода от разрешительной (лицензионной) системы валютного контроля до уведомительной процедуры при осуществлении валютных операций.

Следствием последовательной реализации Национальным банком Украины указанной концепции является разработка и обнародование в 2017 году проекта Закона «О валюте», что существенно меняет подходы к валютному регулированию и недавно признан Президентом Украины как неотложный к рассмотрению Верховной Радой Украины. Приятным сюрпризом для компаний, производящих внешнеэкономическую деятельность, является предвидение в проекте Закона отмены предельных сроков закрытия контрактов (в течение 180 дней) и снятия валютного контроля операций, которые не превышают 150 000 грн.

Такие изменения позволят украинским компаниям-экспортерам предусматривать ожидаемые сроки выполнения собственных внешнеэкономических контрактов без каких-либо наказаний в случае их несоблюдения и значительно уменьшат нагрузку на украинские банки по количеству проверок внешнеэкономических операций.

Подытоживая изложенное, следует отметить, что деофшоризация стала актуальным мировым трендом. Свободное движение капитала, прозрачность финансовых трансакций, соблюдение единых подходов к налогообложению стали необходимым элементом налоговой политики каждого национального государства и мировой экономики в целом. Украина хотя с опозданием, однако также начала собственный процесс деофшоризации экономики и внедряет в законодательство прогрессивные механизмы борьбы с уклонением от налогообложения или его минимизации, а также противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Этот процесс является длительным, а также требует консолидации усилий как государства, так и представителей бизнеса. Однако, исключительно в случае эффективного проведения такой государственной политики, Украина сможет стать экономически развитой и инвестиционно привлекательным государством.

Поделиться:

Вам будет интересно:

Глобальная деофшоризация и ее влияние на ВЭД

27.03.2018

Евгений Столярчук

Процесс деофшоризации в мире Быстрое развитие транснациональной торговой деятельности, глобализация международной экономики и свободное движение финансового капитала обусловили возникновение необходимости в развитии и эффективном налаживании глобального (международного) и регионального...
Показать виновных

14.02.2018

Игорь Линник

Экономическая и политическая ситуация за последние несколько лет значительно ухудшила инвестиционный климат в нашей стране и сокрушительно ударила по банковской системе Украины. Иностранные инвесторы практически прекратили финансирование украинского бизнеса...
Due Diligence недвижимости: проведение рекомендуется

13.02.2018

Евгений Столярчук

Применение мошеннических схем в сделках купли-продажи недвижимости всегда эволюционировали вместе с изменениями законодательства и реформированием указанного правового института. В то же время рост культуры инвестирования и ответственного отношения инвесторов...
НБУ принимает меры по формированию новых стандартов работы финансового рынка

06.02.2018

Инесса Михальченко

Развитие новейших технологий и массовое использование интернет-ресурсов обусловило значительный рост популярности услуг по проведению онлайн-расчетов. Только в течение 2016-2017 годов число финансовых учреждений, которые получили лицензию Национального банка Украины...
Ключевые изменения в Законе Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»

22.01.2018

Лилия Гарачковская

Комментирует Лилия Гарачковская, руководитель практики Gryphon Audit 5 октября 2017 года был принят Закон «О внесении изменений в Закон Украины«О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»(относительно усовершенствования некоторых...
Ключевые особенности аудита страховых компаний

26.12.2017

Елена Линник

Актуальность вопросов, связанных с проведением аудиторских проверок деятельности страховых компаний, всегда была на высоком уровне из-за их сложности, объемности и повышенного уровня государственного регулирования страховой деятельности. Аналитика рынка страховых...
Пять «ЗА» системную интеграцию (автоматизацию) бухгалтерского учета

14.06.2017

Лилия Гарачковская

Внедрение системной интеграции бухгалтерского учета (автоматизации хозяйственных операций) предусматривает полную автоматизацию процессов заключения и учета договоров, начисления всех платежей (процентов, пени и/или штрафов) за ними, а также формирования отчетности,...
Коллективный договор как залог успешного бизнеса. Рекомендации Руководителя практики Gryphon Audit

08.06.2017

Лилия Гарачковская

Коллективный договор в компании — это оптимальный баланс учета интересов между работниками и работодателями по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, который помогает работодателю достигать...

Последние новости

Привлечение украинским бизнесом кредитов от нерезидентов становится проще

02.08.2018

20 июля 2018, Национальный банк Украины либерализировал нормативное регулирование операций заемщиков-резидентов Украины по привлечению кредитов от нерезидентов. Соответствующими изменениями предусматривается: отмена требования о наличии индивидуальных лицензий НБУ: — на...
Возобновление кредитования в Украине

05.07.2018

3 июля 2018 года Верховной Радой Украины принят закон, призванный стимулировать развитие рынка кредитования и повысить доверие в отношениях между финансовыми учреждениями и потребителями финансовых услуг. Законом предусматривается внесение...
Предлагается изменить порядок приобретения юридическими лицами статуса финансового учреждения

19.06.2018

  Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование рынков финансовых услуг (далее — Нацкомфинуслуг) намерена внести существенные изменения в Положение о Государственном реестре финансовых учреждений, которое утверждено распоряжением Нацкомфинуслуг №41 от...
Реформирование рынка финансовых услуг

07.06.2018

В Верховной Раде Украины 25 мая 2018, был представлен законопроект, которым предусмотрено внести значительные изменения в ряд нормативных актов для совершенствования государственного регулирования рынка финансовых услуг и создание условий...